Каждое из трех эго-состояний может проявляться у одного и того же
человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования. Сейчас
мы определим, какую из позиций чаще всего занимаете вы.
Инструкция: Оцените в баллах от 0 до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас:
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
- Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
- Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
- Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
- Я, как и многие люди, бываю обидчив.
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
- Я – увлекающийся человек.
- Мой основной критерий оценки человека – объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре, потому что не хочу уступать.
- Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов отдельно по трем блокам вопросов.
Вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 относятся к позиции Ребенка (Д).
Вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – позиция Взрослого (В).
Вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – позиция Родителя (Р).
Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей. О чем она может рассказать?
Если вы получили формулу ВДР – это значит, что вы
обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не
склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти
качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением,
коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и
самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору –
словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас
могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь
обладателю такой формулы. «Родитель» с детской непосредственностью режет
«правду – матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях.
Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская
работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой,
кульманом или этюдником, то все в порядке, Если же нет, и вы захотите
передвинуть свое «Р» на второе и даже на третье место, то это вполне
осуществимо.
«Д» на первом месте – это вполне приемлемый вариант,
скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих
научных успехов тем, что он развивался медленно, и над многими вопросами
задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них
думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной
степени. Если она начинает мешать делу, пора взять свои эмоции под
контроль.
позиция
| Ребенка(Д)
| Родителя(Р)
| Взрослого(В)
|
определение понятия
| эмоциональность, беззащитность, безответственность
| тот, кто воспитывает, наказывает и т.д.
| реальное видение мира
|
слова и выражения
| хочу
| надо
| могу
|
тон
| неуверенный, капризный
| категоричный, самоуверенный
| спокойный
|
эмоции и чувства
| беспокойство, тревожность, страх, огорчение
| гнев, злость, презрение, ненависть
| спокойствие, удовлетворение, уравновешенность
|
поведение
| неуверенное
| агрессивное
| уверенное
|
С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей
сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, с
позиции Ребенка — молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста —
любимца публики, с позиции Взрослого — соседа, случайного попутчика,
сослуживца, знающего себе цену, и др. Позиция «Родитель» бывает двух разновидностей:
♦ «карающий Родитель»: указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
♦ «опекающий Родитель»: советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
Также выделяют варианты и в позиции Ребенок:
♦ «послушный»;
♦ «бунтующий» («Не хочу! Не буду! Отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!»).
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут понять друг друга и два Ребенка. Общение Родителя и Взрослого отличает
динамичность: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным
поведением собьет спесь с Родителя, переведя его в равноправную
Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и поставить
того в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
Общение Взрослого и Ребенка не менее динамично:
либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись
к обсуждаемой проблеме и занять позицию Взрослого, либо беспомощность
Ребенка спровоцирует переход собеседника к позиции опекающего Родителя.
Общение Родителя и Ребенка строится по принципу
взаимного дополнения, поэтому часто реализуется в общении, хотя может
носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный
(«бунтующий Ребенок»).
Встречаются замаскированные виды общения, где
его внешний (социальный) уровень не совпадает с истинным
психологическим, маскирует его. Например, общение продавца и покупателя
может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически
диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я
и возьму») остается на уровне отношений Родителя (продавец) и Ребенка
(покупатель).
|