- Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова
опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается
сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.
Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи
и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в
правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор,
пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните
свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой
руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои
ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.
Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте,
закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька
или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения.
Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием
солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно
кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения
в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения
оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно
выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте,
закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что
вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе
1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре
появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух,
одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи,
корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального
состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении
вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный
метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как
спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Упражнение «Драка»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Иногда
возникают ситуации, в которых трудно сохранить самообладание. Вспомните
такие ситуации. А теперь – вдох, наберите в себя воздух. Вы очень
рассержены, зубы стиснуты, пальцы сжаты в кулак до боли. А может не
стоит драться? Отпустите руки, выдохните. И ещё раз. Что вы теперь
чувствуйте?
Упражнение «ШТАНГА»
Вариант 1.
Цель: расслабить мышцы спины.
Вообразите
что вы спортсмен-тяжелоатлет. Представьте, что на полу лежит тяжелая
штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках,
приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол,
отдохните. Попробуйте ещё раз.
Вариант 2.
Цель: расслабить мышцы рук, спины.
А
теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать её над головой. Сделали
вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение. Тяжело так стоять,
бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы.
Упражнение «Внутренний луч»
Цель: расслабление, обретение новых сил.
Для
того чтобы выполнить это упражнение нужно принять удобную позу.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает
светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и
медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки тёплым, ровным и
расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины,
исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу,
опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются шея и грудь. Внутренний
луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого
человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Пропустите луч ещё раз сверху вниз. А теперь скажите себе: «Я стал
новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё
буду делать хорошо!»
Литература:
1. Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 37, 2004
2.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокорекционная
работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми., М.,2000
3. Самоукина Н.В., Игры в которые играют…Дубна, 1997.
|